2022-08-31
Традиционный дефицит дизельного топлива в конце лета - начале осени в этом году принял еще более серьезный оборот

В поисках солярки. Где и сколько наливают?

Складывается ощущение, что традиционный дефицит дизельного топлива в конце лета — начале осени в этом году принял еще более серьезный оборот. Разбираемся, как дальше жить владельцам автомобилей на тяжелом топливе.

На днях в силу вступил приказ министра энергетики о дифференцированных тарифах и лимитах на продажу солярки. Так, водители легковушек с правами казахстанского образца могут заправлять в день не более 100 литров по цене 230-260 тенге за литр. Да, именно так: «дизелистам» теперь придется показывать на АЗС свои водительские удостоверения.

Водители грузовиков, автобусов и иной спецтехники могут рассчитывать на 300 литров в день по аналогичной цене. Опять же при наличии выданных в Казахстане водительских прав.

Иностранцам, увы, придется платить по 450 тенге за литр. Во столько же солярка обойдется тем, кто захочет заправиться сверх упомянутых лимитов.

Такими мерами правительство пытается ограничить нелегальный вывоз топлива в соседние страны, где солярка намного дороже. По задумке властей, теперь челночным торговцам ГСМ попросту не будет резона увозить дизель за рубеж.

Также минэнерго утверждает, что проблем с производством солярки в Казахстане нет. Нефтеперерабатывающие заводы работают в штатном режиме. Проблемы, по версии чиновников, заключаются в нестабильных отгрузках, дефиците пустых вагон-цистерн и, как следствие, увеличении сроков доставки топлива. И, вероятно, не стоит забывать о сезонном росте спроса на дизель в рамках уборочной кампании: почти вся сельскохозяйственная техника работает на солярке.

Без учета постоянного производства, запасов дизеля в стране хватит на 13 дней, а бензина АИ-92 — на 14 дней.

«Показатель запасов в днях — это индикативные показатели, которые являются восполняемыми объемами и не являются показателями/факторами того, что по истечении указанных дней поставка нефтепродуктов на внутренний рынок прекратится, поскольку, как указывалось выше, НПЗ РК работают в штатном режиме с ежесуточным процессом производства и отгрузки нефтепродуктов», - успокаивают в Министерстве энергетики.

Миссия — купить талон

Но, несмотря на эти заверения, владельцам дизельных машин сейчас отнюдь не сладко. Зачастую заправиться можно лишь по талонам, вот только где их взять? Эксперимента ради мы обзвонили колл-центры трех крупных сетей, работающих в Алматы - «Роял Петрол», «Синойл» и Qazaq Oil.

Во всех случаях оформить договор на топливные талоны не удалось — по крайней мере, на момент подготовки статьи. В «Роял Петрол» честно сказали, что для алматинцев услуга пока недоступна из-за дефицита топлива. При этом оператор отметила, что на некоторых АЗС сети отпускают по 20 литров без талонов.

В «Синойл» отказ в выдаче талонов мотивировали техническими проблемами. В Qazaq Oil ответили аналогичным образом.

Раз приобрести талоны не вышло, то придется, видимо, искать заветную солярку «на ощупь», разъезжая по заправкам.

Придется поискать

Хотя лимит на цену для казахстанцев установлен на уровне 260 тенге, некоторые заправки решили не мелочиться и задрать планку сразу до 450 тенге. Как, например, эта станция сети «Газпром Нефть» в Каскелене (Алматинская область).

На одной из АЗС «Роял Петрол» в Алматы поступили откровеннее: дизеля попросту нет на табло. Оператор подтвердила - пока клиентам доступен лишь бензин двух марок. Но отметила, что солярку все же отпускают по талонам. Вот только как их получить, учитывая вышеописанную историю, женщина не пояснила. Тем не менее, где-то эти талоны есть: в момент диалога с оператором возле колонок получали солярку трактор и микроавтобус.

Зато на станции Qazaq Oil никаких проблем заметно не было. На табло указали две цены — 230 и 450 тенге, в соответствии с приказом властей. На моих глазах без затруднений заправились две дизельные Mitsubishi Delica и, пыхнув черным дымком, умчались по своим делам.

По словам оператора, на этой станции пока нет трудностей. Водителям отпускают до 100 литров по 230 тенге, но действительно просят показать права. Цена сверх лимита и для обладателей иностранных прав составляет 450 тенге, как и прописано в приказе.

Также в чатах автолюбителей сообщается, что на заправках сети «Гелиос» тоже есть солярка в описанных пределах, только придется подождать и, возможно, постоять в очереди.

Резюмируем. Дефицит есть, но он, к счастью, не тотальный. Найти дизель — вполне реально, но лучше знать куда ехать и быть готовым постоять в очереди. И, конечно же, не забывайте брать с собой водительские права — операторы попросят показать их.

Текст: Николай Иващенко, фото автора