2021-11-05
Автомобиль — еще тот конструктор, к которому многие владельцы любовно прикручивают всяческое дополнительное оборудование. Круто же, когда много наворотов, считают они. Да и дилеры чаще всего не продают машины без своих «допов». Однако не все золото, что блестит — многие полезные на вид аксессуары способны навредить автомобилю.

Легкий тюнинг - тяжелые последствия

Автомобиль — еще тот конструктор, к которому многие владельцы любовно прикручивают всяческое дополнительное оборудование. Круто же, когда много наворотов, считают они. Да и дилеры чаще всего не продают машины без своих «допов». Однако не все золото, что блестит — многие полезные на вид аксессуары способны навредить автомобилю.

Сигнализация

Самый распространенный «доп», который навязывают дилеры. Вроде как абсолютно полезная и нужная вещь, но есть свои нюансы. Так, за немалые деньги вам могут «впарить» дешевое устройство. Оно не даст серьезных охранных преимуществ, а вот заглючить может весьма скоро. Вплоть до того, что машина будет обездвижена и никуда не поедет без вмешательства электрика.

Сигнализации также дополнительно потребляют ресурсы аккумулятора. Соответственно, для разрядки оного хватит даже небольшого простоя, а это опять же танцы с бубном в попытках привести машину в чувства.

Еще один недуг, который скорее относится к функции автозапуска, чем к самой сигнализации. Чаще всего работу этой опции завязывают на положение ручного тормоза — то есть, без активированного ручника автозавод не сработает. И тут есть оборотная сторона, о которой забыли многие автолюбители, привыкшие ездить на автомате и попросту ставить коробку в «паркинг»: на морозе колодки ручного тормоза могут примерзнуть, парализовав авто. Впрочем, случается это чаще всего в регионах с очень холодным и влажным климатом. 

Также в некоторых случаях установка сигнализации с автозапуском делает бесполезным заводской иммобилайзер — устройство, призванное блокировать «несанкционированный» запуск мотора. Соответственно, угонщикам будет легче завести машину. Выходит, хотели дополнительную защиту, а в итоге лишились и самой базовой.

Сетки в бамперах

Настоящая палка о двух концах. Что бы вы предпочли: пробитый камнем радиатор или перегретый мотор? Отсюда и бесконечные споры.

Адепты сеточек — а среди них и официальные дилеры — говорят, что без такой защиты в решетке радиатора и воздухозаборниках ездить нельзя. Дескать, заводские прорези слишком широкие, и в них легко залетают камни. Кроме того, сетки защищают радиаторы от насекомых и грязи, что якобы продлит их срок жизни.

Бесспорно, от ударов крупных предметов сетки действительно защитят — это наглядно показали в недавнем выпуске телепередачи «Главная дорога». Щебеночные «снаряды» запускали сжатым воздухом по передней части авто, и радиатор без сетки быстро пробило, тогда как защищенный этим аксессуаром теплообменник остался цел.


Но и тут есть побочный эффект. Вы ведь не думаете, что ваш автомобиль проектировали дураки? Инженеры закладывают определенную ширину прорезей в фальшрадиаторной решетке — такую, чтобы потока набегающего воздуха хватало для охлаждения. 

А сетка, особенно с мелкими ячейками, разрубает этот поток. Соответственно, объем подходящего к радиатору воздуха снижается. Добавим к этому грязь, которой быстро забивается сетка — вот вам и рецепт перегрева. Температура антифриза будет постоянно выше рабочей нормы, вентиляторы станут включаться чаще и в итоге сгорят от перегрузки. 

В общем, если вы почти все время ездите по городу, то скорее убирайте эту сетку. Для езды по трассам и бездорожью можно использовать легкосъемные сетчатые экраны, которые демонтируются за пару минут. Важно, чтобы размер ячеек был не слишком маленьким. И не забывайте следить за чистотой сетки, и уж тем более — за чистотой радиаторов.

Защита картера

Здесь все более однозначно — защита поддона двигателя определенно нужна. Она прикрывает мотор и от ударов, и от летящей грязи. Большинство новых автомобилей в СНГ продают с пакетом адаптации к нашим дорогам, которые включают металлическую защиту. А уж для внедорожника лист «брони» - обязательный атрибут.

Однако все это не приносит хлопает и работает как надо, если изготовлено с умом. Некоторые автолюбители обращаются к кустарям, которые сами варят защиты — возможно, весьма крепкие, но созданные только на основе собственного воображения.

В результате, если защита оказывается слишком глухой, в подкапотном пространстве нарушается циркуляция воздуха — двигателю становится сложнее отводить тепло. Опять же появляется угроза перегрева со всеми вытекающими неприятностями. Так что мощный щит под двигателем — это не всегда хорошо.

Пленка на кузове

Нынче многочисленные детейлинг-центры предлагают покрыть авто прозрачной «бронированной» пленкой или поменять цвет с помощью винилового покрытия. Процедура недешевая, зато обещана полнейшая защита родного лакокрасочного покрытия от сколов, царапин и выгорания. Заманчиво, особенно когда берешь новый авто.

Тем не менее, спешить в «оберточный» цех не стоит. Во-первых, кузов должен быть в идеальном состоянии, иначе малейшие очаги коррозии под пленкой быстро разрастутся до масштаба сквозных дыр. 

Во-вторых, всегда есть риск нарваться на мастеров с не самыми прямыми руками. Если пленку наклеить не по технологии, то скоро появится пузыри и дырки. Это и выглядит неопрятно, и провоцирует коррозию. Кроме того, клей на пленке низкого качества может вступить в реакцию с ЛКП — и это приведет к отслаиванию лака и краски. 

Также при частичной оклейке кузова виниловой пленкой краска будет выгорать неравномерно. То есть, вы когда-то все равно снимите пленку, а тот элемент, который был ею покрыт, будет отличаться по цвету от остальных. Кажется ерундой, но в глаза это бросается сильно.

«Мухобойка»

Именно так в народе зовут дефлектор капота. Это пластиковый щиток, который спереди крепится на кромке капота. Опять же установку сего девайса частенько предлагают и официальные дилеры. По задумке «мухобойка» защищает капот от летящих с дороги камней и насекомых, препятствуя появлению сколов.

На практике эффективность устройства невысока, особенно если это дешевая китайская поделка. Более того, под дефлектором скапливаются грязь и влага, в результате капот начинает «цвести».

Кстати, в соседней России «мухобойки» уже отнесли к запрещенным аксессуарам — власти считают, что при наезде на пешехода дефлектор повышает риск печального исхода. У нас за «мухобойки» пока не гоняют, но это, похоже, вопрос времени.

Нестандартные диски

А вот за колеса гоняют и еще как — вплоть до штрафстоянки. Обидно, ведь, как считают любители тюнинга, любая индивидуализация машины начинается именно с дисков.

Дело в том, что технический регламент предписывает использовать диски и шины того размера, который рекомендован заводом-изготовителем машины. Например, есть для конкретной модели три варианта размера колес — вот из них и выбирайте. Обычно допустимый типоразмер указан на бирке в проеме водительской двери. Следовательно, установка несоответствующих колес считается внесением изменений в конструкцию.

Другой аспект — чисто технический. Большие широченные колеса — это, возможно, красиво, но неприятно для подвески. Шаровые опоры, сайлентблоки и другие элементы начинают испытывать повышенные нагрузки, что быстрее положенного выведет их из строя. Также со слишком крупными колесами на легковом авто сильно страдает плавность хода.

Наконец, прописная истина гласит, что чем больше колеса — тем выше расход топлива. Но и слишком маленькие диски в погоне за топливной экономией ставить нельзя: опять-таки и подвеска не обрадуется, и техрегламентом это запрещено. 

А как, спросите вы, джиперы запихивают огромные «катки» с устрашающего вида грязевой резиной? Либо на свой страх — до первого полицейского, либо проходят процедуру экспертизы и получают отметку о внесении изменений. Аналогичным образом можно оформить и тюнинг легкового авто с занижением подвески и нестандартными дисками, но процедура сия не из легких и не из быстрых. Так что нужен или нет такой тюнинг — решайте сами, но перед этим хорошенько подумайте.