2020-08-06
Моё первое знакомство с LADA XRAY было испорчено буквально с самого начала – невнятный «робот» напрочь убил всё желание иметь хоть какие-нибудь взаимоотношения с этим автомобилем.

LADA XRAY Cross AT: Не так, чтобы очень, но и не очень, чтобы так

Моё первое знакомство с LADA XRAY было испорчено буквально с самого начала – невнятный «робот» напрочь убил всё желание иметь хоть какие-нибудь взаимоотношения с этим автомобилем.

Затем был XRAY Cross – старая добрая механика, повышенный клиренс, Ride Select. Он эмоций вызвал побольше. И вот теперь XRAY Cross лишили третьей педали и ассимилировали с «французами».

Начну сразу с матчасти. Под капотом — 1.6-литровый мотор с индексом Н4М от Renault и вариатор CVT JF015E японской фирмы Jatco. 113 л. с. при 5500 об/мин, 152 Нм при 4000 об/мин – характеристики не выдающиеся, но хорошо знакомые нам по другим моделям Альянса.

Для XRAY Cross двигатель был подвергнут различным калибровкам (причём все они – под 95-й бензин). На вопрос, а что же будет на 92-м, ответ был прост – он допустим.

Что же дали новые калибровки? Первое, о чём было сказано, — снижение излишней нагрузки на двигатель. Подтверждено это расходом топлива, который на вариаторе (по заводским данным) на пол литра ниже, чем на механике и «родном» моторе 1,8 л. И это интересно, поскольку у вариаторного XRAY Cross мотор и коробка тяжелее, правда, всего на 13 кг (вес КП – 71 кг).

Также из-за внедрения французского мотора с алюминиевым блоком, максимально локализованного в Тольятти, пришлось кое-что поменять и в конструкции XRAY Cross – теперь у него появилась промежуточная опора приводного вала, например.

Пошла под замену и выхлопная система – «ВАЗовская» не может работать в паре с иноземным мотором, позаимствовали «неродную».

Зато в этом есть и свои плюсы – новый «выхлоп» имеет хорошие показатели по шуму и вибрации, но на 1,8 л его технически не перенести. Именно по этим же причинам двухпедальные версии XRAY Cross не получат систему Ride Select, но вряд ли это станет большой проблемой.

Подвеска изменений не претерпела. Даже дорожный просвет в 215 мм удалось сохранить в целости (дело в том, что у вариатора картер больше, чем у механической коробки передач, но, как было сказано на презентации, в XRAY Cross установка «автомата» была предусмотрено на стадии создания).

Клиренс в 215 мм говорит о том, что XRAY Cross не должен бояться лёгких препятствий. Вывесили его мы случайно, и ничего страшного не произошло. Кстати, о его «внедорожности» говорят даже специальные шины от Continental с грунтозацепами.

Сразу же были озвучены ответы на вопросы, интересующие реальных владельцев XRAY Cross. Первый: возможность тягать за собой прицеп осталась, но с допустимой массой в 650 или 800 кг (в зависимости от наличия тормозов). Второй: допускается и буксировка самого автомобиля, но исключительно на ручном режиме и буквально на протяжении пары-тройки километров на минимальных скоростях (до 30-40 км/ч).

Пару слов о самом вариаторе и о том, почему его упорно называют «автоматом». Его особенности – наличие гидротрансформатора, выполняющего роль сцепления на старте, муфты, которая блокируется на 10-12 км/ч, исключая рывки при переключениях псевдопередач, и двухступенчатого планетарного редуктора с клиноременной передачей.

Роль редуктора проста – если вы разгоняетесь плавно, то при разгоне в диапазоне от 40 до 60 км/ч он переходит на повышенную ступень, а при резком нажатии газа в пол перекидывается на пониженную для эффективности.

Итак, с технической стороной медали практически разобрались. Пора проверять, как всё это работает на самом деле. Тест-драйв по дорожкам Калининградской области начинается с городского движения.

К слову, салон XRAY Cross практически не изменился, только одна из двух заглушек под ручным тормозом перестала быть просто заглушкой – справа нынче расположена кнопка отключения ESP.

А медиасистема теперь дружит не только с навигацией, но и с Apple Car Play и Android Auto. Больше изменений не обнаружено.

Итак, мотор. Он ощутимо слабее 1,8-литрового «родного» — особенно хорошо это чувствуется при старте, разгоне или быстром перестроении.

Есть вопросы и к дозированию тяги – уйти от провалов получилось, но не до конца. Вариатор то реагирует на газ резко, то заметно «подтупливает». К этой манере поведения можно приноровиться, если активнее давить на педаль. Вот такой простой выход.

Пара часов на загородной трассе – и впечатления дополнились ещё одним выводом. После 100 км/ч под педалью совсем нет запаса, а для обгонов (если вы вдруг на них решитесь) лучше использовать ручной режим вариатора. Тогда есть шанс принудительно и быстрее заставить редуктор перекинуться «вниз» и вывести автомобиль на нужную скорость.

Однако нужно ещё привыкнуть к тому, что руль тяжеловат и размыт в нуле (что гарантирует постоянное подруливание). А если прибавить к этому некую курсовую неустойчивость, то удовольствия от езды по трассе не так и много (не в пример «Весте» с таким же мотором и таким же вариатором, но другой платформой и настройками, но о ней – чуть позже).

Интересная опция XRAY Cross – складывающееся переднее пассажирское кресло для перевозки длинномеров и групногабаритных грузов.

Но есть и плюсы. Например, вариатор хорошо использует виртуальные ступени (их – шесть) для торможения двигателем. В ручном режиме автомобиль эффективно сбрасывает скорость почти без участия педали тормоза и, что характерно, удерживает нужную «передачу», не раскатываясь.

Приборная панель, словно нарисованная детскими фломастерами, практически не изменилась. В ней добавилась лишь индикация положения рычага КП.

Вот таким, на мой взгляд, вышел XRAY Cross с литерами AT. «Ампутированная» третья педаль даёт ему некоторые преимущества для жителей больших городов – комфорт, удобство в использовании и так далее. На что, собственно, и была сделана ставка «АвтоВАЗом». Остальное покажут цифры продаж.

В России цена на LADA XRAY Cross AT стартуют с 846 900 рублей за версию Classic и заканчиваются на отметке 971 900 рублей за версию Luxe/Prestige. Казахстанских цен пока нет, как и автомобилей на вариаторе. Сборка на нашем заводе в Усть-Каменогорске должна была стартовать в начале четвёртого квартала 2019-го, но пока – тишина.

Итак, что же вы думаете о LADA XRAY Cross с двумя педалями? Вышел ли конкурентоспособный автомобиль у Альянса?

Вид на море всегда успокаивает. Даже если это холодное северное море…