2022-03-25
Резко-континентальный климат Казахстана тем и резок, что за пару недель мороз может смениться зноем, особенно в южных регионах. А это значит, что пора вспомнить о состоянии кондиционера в автомобиле.

Жара уже скоро: проверяем кондиционер после зимы

Резко-континентальный климат Казахстана тем и резок, что за пару недель мороз может смениться зноем, особенно в южных регионах. А это значит, что пора вспомнить о состоянии кондиционера в автомобиле.

Автокондиционер – система сложная и многокомпонентная. Здесь множество патрубков, компрессор, радиатор, испаритель, различные клапаны… Стоит какому-то элементу потерять работоспособность, как живительная прохлада перестанет исходить из дефлекторов обдува. Конечно же, при таких неприятностях следует обращаться в специализированный сервис, но все же не помешает и самому понимать, что могло пойти не так.

Наиболее частая проблема: кондиционер не охлаждает. Первый – и наиболее безобидный вариант – естественное выветривание фреона, ведь его рекомендуется заправлять каждые два года. Важно при этом, чтобы фреона заправили именно столько, сколько нужно системе: при избытке страдают патрубки, при недостатке – компрессор.

Если же вы заправляли кондиционер прошлым летом, а уже сейчас он перестал холодить, то дело попахивает потерей герметичности системы. Следует осмотреть радиатор и трубки на предмет наличия белесых или маслянистых пятен: может быть так, что система поймала какой-то пробой.

Радиатор кондиционера, как правило, установлен перед радиатором двигателя. Патрубки идут от него к компрессору (сам компрессор «висит» на моторе) и уходят в салон. Вот их все и нужно осмотреть. Бывает, что трубки трескаются, деформируются, окисляются. Есть подозрительные признаки? Надо отгонять машину к специалистам.

 

Здоровье компрессора

Иногда подводят сами компрессоры. Например, выходит из строя муфта, и кондиционер попросту не может гонять хладагент по системе. Обычно об исправности муфты свидетельствует громкий щелчок под капотом, который происходит после включения кнопки кондиционера. Нет щелчка – муфта, вероятно, не работает.

Немногие знают, что в компрессоре кондиционера есть свое масло. Логично предположить, что при утечке масла (оно обычно ярко-зеленого цвета) компрессор очень быстро сломается. Об этом он расскажет громким шумом при включении. Вообще точных регламентов по замене этой жидкости нет. Потому нужно главным образом следить за отсутствием подтеков.

 

Грязь – злейший враг

Порой холодный воздух из дефлекторов идет, но совсем уж жидким потоком. Причина может быть банальной – забившийся салонный фильтр. Чаще всего он располагается за перчаточным ящиком, замена – дело тридцати минут, да и сам элемент стоит недорого.

А что если новый фильтр не решил проблему? Тогда, возможно, забился уже упоминавшийся радиатор. В принципе, ничего удивительного, если учитывать положение радиатора на «носу» машины. Притом чаще всего грязь скапливается не на фронтальной части, а на тыльной, которая ближе к радиатору двигателя.

Велик соблазн дать по радиатору струей из «керхера», но делать этого специалисты не рекомендуют: можно погнуть соты и нарушить герметичность. Правильный путь – промывка «химией» под небольшим напором, а затем чистка мягкой щеткой. После такой процедуры производительность кондиционера должна улучшиться. Кстати, это следует делать и профилактически, а не когда совсем прижмет.


Также из-за грязи в салоне может появиться неприятный запах. В таком случае речь идет о заросшем различной гадостью испарителе. Расположен он в недрах передней панели, потому почистить испаритель сложнее, чем радиатор. Запах же производят бактерии, поселившиеся на испарителе.

Дурно пахнущая неприятность решается двумя способами – специальными реагентами либо все-таки физической чисткой. Антибактериальные средства загоняют в воздухозаборники. Если не помогло, то приходится разбирать панель и вручную промывать испаритель. Важная деталь: в нем не должно быть хладагента, так что процедуру лучше проводить перед заправкой фреоном.

 

Как проверить кондиционер?

Вообще народные умельцы давно придумали простой способ определения работоспособности кондиционера тактильными ощущениями. Итак, включаем кондиционер, ждем несколько минут и трогаем рукой толстую металлическую трубку, идущую от салона к компрессору. Если трубка леденеет и от нее начинает ломить руку, то все прекрасно.

Одновременно с этим более тонкая трубка, которая идет из компрессора в радиатор, должна быть теплой или даже горячей. Наконец, третья трубка – самая тонкая, следует от радиатора в салон. При нормальных условиях должна быть теплой, а окажется раскаленной – значит, забился радиатор, не включается вентилятор либо в системе слишком много фреона. Очевидно, придется обратиться за помощью мастеров.

И финальный совет: даже если вы почти не пользуетесь кондиционером, все равно не забывайте в теплое время года включать его хотя бы раз в несколько дней на 10-15 минут. Это позволит и масло в компрессоре погонять, и хладагент по трубкам, что точно не повредит системе.