2020-10-21
Наверняка все видели брутальные внедорожники, увешанные крутыми и непонятными для большинства штуковинами. Для чего все это нужно? Разберемся по порядку.

Что это за железяка? Справочник тюнинга для бездорожья

Что это за железяка? Справочник тюнинга для бездорожья

Наверняка все видели брутальные внедорожники, увешанные крутыми и непонятными для большинства штуковинами. Для чего все это нужно? Разберемся по порядку.

Стоять уверенно

С чего начинается проходимость? С рамы, мостов и понижающей передачи? Опытные джиперы на такое заявление лишь ухмыльнутся: проходимость начинается с покрышек. Шины для внедорожников бывают нескольких видов, каждый из них имеет соответствующую маркировку:

  • AT (all terrain — «все поверхности») — наиболее распространенный тип резины, умеренно «зубастый» и одновременно подходящий для езды по асфальту. На таких покрышках можно ездить по городу, выбираться на легкое бездорожье, но в серьезной грязи они не помогут. Идеальная среда обитания — укатанные грунтовые дороги;
  • HT (half terrain, highway terrain - «шоссейные») - по сути, сугубо асфальтовая резина, бездорожье ей противопоказано, однако по грунтовкам ездить дозволяется;
  • HP (high performance - «высокая производительность») - вообще ни разу не про бездорожье, зато отлично подходит для скоростной езды на мощном внедорожнике типа «Гелика» или Grand Cherokee SRT;
  • MT (mud terrain - «грязевая поверхность») - самые внедорожные покрышки с агрессивным рисунком протектора. Своими мощными грунтозацепами они выгрызают у природы право на проезд. На асфальте шумят и плохо тормозят, но в грязи равным им нет.

Зачастую с покупки MT-резины и начинается тюнинг внедорожников. Однако многие автолюбители грешат тем, что ездят на таких покрышках круглый год. Это не слишком правильно, и лучше на зиму переобувать своего «проходимца» в соответствующие шины, равно как и любую другую машину.

Кстати, вместе с нестандартными широкими колесами внедорожники часто получают пластиковые либо резиновые расширители арок — фендеры. Так красивее. Ну и грязь меньше летит на кузов.

Парить над землей

Увы, стандартный клиренс ограничивает и возможность установки больших колес, и геометрическую проходимость в целом. Но разве это препятствие для настоящих фанатов экспедиций и грязевых ванн? Для устранения досадных «просчетов» внедорожник начинают лифтовать.

У лифта два вида. Первый — бодилифт, поднятие кузова над рамой. Эффект достигается за счет установки специальных проставок между упомянутыми частями авто. Таким нехитрым путем повышается дорожный просвет, а в арках появляется место для крупных покрышек.

Второй тип лифта касается подвески. Самый простой вариант — проставки в чашках пружин. Более дорогой и сложный — полная перестройка подвески, когда меняются амортизаторы, пружины, сайлентблоки, даже рычаги. Известные производители оффроудных аксессуаров предлагают для многих моделей полные наборы апгрейда подвески. Они встают на машину, что называется, «болт-он». И это сертифицированные и прошедшие заводские испытания компоненты, однако и цены на них кусаются. Потому владельцы внедорожников нередко занимаются экспериментами и подбирают детали от разных компаний, а то и от других моделей.

Быть защищенным

Образ настоящего внедорожника, а не какого-то там паркетного выскочки, венчают силовые бамперы. Они как трехдневная щетина на лице Джеймса Бонда — добавляют суровости и харизмы. Смысл сваренных из стали или алюминия бамперов, впрочем, не столько в создании имиджа, сколько в защите кузова машины. Посудите сами, долго ли проживет пластиковая «побрякушка», если ее постоянно и методично прикладывать об грунт, камни или лед? Бьемся об заклад, первая такая поездка станет последней.

Есть другой вариант, без демонтажа «родных» бамперов — защитные дуги, прозванные «кенгуринами». Они крепятся к раме либо лонжеронам кузова и обеспечивают фарам, радиатору и капоту прикрытие от разных неприятностей. При обычной эксплуатации кенгурин защитит нос машины от повреждений в мелком ДТП, но вот если им как следует ударить чью-нибудь корму — царапинами та сторона не отделается. Кстати, некоторые умельцы сами изготавливают подобные дуги, а потом получают штрафы за незаконное переоборудование.

Из той же защитной оперы и металлические листы под двигателями, коробками и редукторами. Бывают разной толщины, что напрямую определяет степень защищенности агрегатов. Пороги авто тоже прикрываются, при том сей элемент обвеса часто служит еще и подножками.

Многие силовые бампера имеют специальные площадки и ниши для установки лебедок. Лебедка — настоящий «последний довод королей» в мире оффроуда, когда машина уже точно не выберется из западни сама. Лебедки бывают ручные, механические с приводом от двигателя авто, электрические и гидравлические. В принципе, лебедка позволит выбраться из почти любого ада — лишь бы было за что зацепиться.

Дышать под водой

А что это за забавные трубы, торчащие из крыльев? Имя им шноркели. Эти пластиковые либо металлические изделия герметично соединяются с коробами воздушных фильтров и подают воздух на дроссель. Форсировать без шноркеля более-менее глубокую водную преграду — крайне опасная затея: привет, гидроудар, прощай, двигатель.

Со шноркелем же можно нырять очень глубоко, не боясь, что мотор нахлебается воды. Для большинства внедорожников продаются шноркели фабричного исполнения, но, как и в случае с другим тюнингом, автолюбители порой сами мастерят устройства из подручных материалов.

Все иметь под рукой

Багажник на крыше — вещь удобная и необходимая при дальних поездках, ведь место в салоне всегда ограничено, да и не каждую вещь хочется класть внутрь. Экспедиционные багажники для внедорожников делают из металла, с прочной силовой структурой и мощными креплениями.

Используют их миллионами способов, вплоть до установки специальных палаток для ночлега. Чаще всего на крыше внедорожника можно видеть затянутые тентом тюки с вещами, запасные колеса, канистры с топливом, хайджеки и санд-траки.

Санд… что? Санд-траки (от англ. sand – песок) — металлические (реже пластиковые) листы, их подкладывают под колеса, чтобы дать им зацепление на вязкой или сыпучей поверхности. Некоторые вместо санд-траков по старинке возят длинные широкие доски. Хай-джеками прозвали могучие реечные домкраты. Ими можно поднять авто в самых непростых условиях, чтобы втиснуть те же санд-траки или поменять пробитое колесо.

Нередко на багажниках можно заметить нечто вроде длинной рейки, укрытой чехлом. Под ним кроется механизм раздвижного тента — маркизы. Путем нехитрых манипуляций «рейка» оборачивается приличным навесом, под которым можно укрыться от палящего солнца, дождя, ветра и прочих невзгод.

Другой распространенный вариант багажника на крыше — пластиковый бокс. Аэрокосмического вида изделие не вместит запаску, зато плотно закрывается, мало шумит и за счет своей формы не создает слишком большого сопротивления набегающим потокам воздуха.

Видеть далеко

На багажниках и бамперах часто предусмотрены места крепления дополнительных световых приборов. Раньше джиперы увешивали своих монстров люстрами из круглых и прямоугольных фар, сейчас их потеснили светодиодные фонари — LED-балки.

Спереди обычно ставятся комбинированные фары ближнего и дальнего света, освещающие путь в ночном лесу, степи, на пустой захолустной трассе. По бокам и сзади устанавливаются фонари рабочего света: бьют недалеко, но густо заливают светом прилегающую местность. Со светом, конечно же, проще ставить лагерь в темноте или вызволять застрявшую машину.

Абстрактно говоря, из того же разряда «дальнозоркости» и радиопередатчики. Каждый подготовленный к дальним экспедициям внедорожник может похвастать длинной антенной. С помощью рации можно позвать на помощь в тех местах, где о сотовой связи никогда не слышали. Или же получить/передать сведения о том, что ждет путешественников за очередным поворотом. Ведь настоящий внедорожник — это не про распугивание легковушек с левого ряда шоссе, а про авантюризм, дух приключений и вечную жажду узнать что-то новое.