Если смотреть на модельные ряды почти всех крупных автопроизводителей, то создается ощущение, что кроссоверы окончательно взяли верх в эволюционной борьбе с внедорожниками. С другой стороны, на наших дорогах и «направлениях» по-прежнему огромное количество истинных «проходимцев». В основном это подержанные машины, но кое-что новое на нашем рынке тоже имеется.
Лидирует в этом сегменте, без сомнений, Toyota: внедорожники марки в Казахстане распространены повсеместно. Дилеры предлагают двух братьев-«Крузаков» - Prado и Land Cruiser 300. Понятно, что модели стоят на разных ступенях иерархии, но их роднит честная классическая конструкция: рама, неразрезной задний мост и постоянный полный привод.
Цены на «Прадик» стартуют с 23,6 млн тенге за мотор 2.7 (166 л.с.) с механической КПП. За автомат придется доплатить еще 4 млн тенге. Минимальная цена машины с 4-литровым V6 (249 л.с.) - уже 39 млн тенге. Топовая комплектация, согласно прайсам, обойдется в 43 млн тенге.
Во всех исполнениях внедорожник обладает клиренсом в 22 см и блокировкой межосевого дифференциала, однако в полной версии появляется блокировка заднего дифференциала, адаптивная подвеска и система выбора режимов при движении по бездорожью.
Land Cruiser, очевидно, крупнее, престижнее и дороже. Сменив поколения, он лишился знаменитого V8, теперь основной силовой агрегат — V6 3.5 с двумя турбинами. Мощности стало больше: 415 л.с. против прежних 300 сил. Также предлагаются два агрегата поскромнее: бензиновый 4.0 (275 л.с.) и дизель 3.3 (299 л.с.).
Во всех вариантах «Крузак» имеет продвинутый полный привод и систему Multi-Terrain Select. Однако круче всего к бездорожью подготовлена версия с говорящим названием Off-Road: она оснащена всеми тремя блокировками — межосевого и обеих межколесных дифференциалов. Такое редко встретишь! Правда, купить Land Cruiser 300 и гонять его по грязи — дорогое удовольствие: цены варьируются от 43 до 62,5 млн тенге.
Еще один японский внедорожник со знатной родословной — Mitsubishi Pajero Sport. В отличие от покинувшего рынок «просто» Pajero, его младший брат сохранил раму и заднюю зависимую подвеску. Главный же козырь — знаменитая фирменная раздатка Super Select, которая позволяет ездить и на полном приводе, и на заднем. К тому же задний дифференциал дополнен блокировкой.
На казахстанском рынке Pajero Sport предлагается с одним силовым агрегатом — бензин 3.0 с отдачей 209 л.с. Увы, пару лет назад «Митсу» был доступнее «Прадика» и оценивался в плюс-минус 20 млн тенге. Сейчас реалии поменялись: комплектаций всего две, первая — 40,3 млн тенге, вторая — нескромные 49 млн тенге.
Как видим, японские внедорожники стоят дорого. Что делать, если хочется рамную машину, которая будет комфортнее УАЗа? Тогда стоит обратить внимание на Chevrolet Trailblazer. Это интересный продукт международной кооперации: бренд — американский, но модель разрабатывалась для Юго-Восточной Азии, а в итоге была локализована и в Казахстане.
Внедорожник может похвастать рамой, задним мостом и безальтернативным V6 на 3.6 литра (277 л.с.). Трансмиссия здесь более простая — классический part-time с постоянным задним приводом и жестко подключаемым передним. Никаких блокировок не предлагается, но имеется неплохой набор электронных помощников.
На сегодня в официальных прайсах дилеров Trailblazer не значится. Однако на онлайн-площадках объявлений дилерские машины все же есть: они стоят 18,5 млн тенге, комплектация предлагается только одна. Кстати, марка начала продавать под тем же именем кроссовер, так что не ошибитесь.
Китайские производители, активно осваивающие рынок Казахстана, тоже живут не кроссоверами едиными. К примеру, флагманом марки Haval в наших краях является H9 – внедорожник в привычном понимании.
Интересно, что подключение передней оси в нем реализовано с помощью электромагнитной муфты, однако «паркетной» трансмиссию не назовешь: присутствует пониженный ряд и блокировки переднего и заднего дифференциалов. Из других достоинств — огромный список электронных опций, которому позавидуют машины более именитых концернов.
Однако мощных V6 в H9 ждать не стоит: внедорожник поставляется лишь с бензиновым турбомотором 2.0 на 218 сил. Цены — от 29 до 30,4 млн тенге в зависимости от оснащения.
Чем ответят европейские производители? Вариантов тут немного, и все они — очень дорогие. Вот, к примеру, Land Rover Defender, который пропал из официальных прайсов, но у «серых» дилеров стоит аж 90 млн тенге.
За эти деньги предлагается полная комплектация с 3-литровым турбомотором (400 л.с.), пневмоподвеской и сложнейшей внедорожной электроникой. Последняя призвана компенсировать смену парадигмы: если прежний «Защитник» был кондовым внедорожником с рамой и двумя мостами, то нынешний заметно смягчился. Рамы больше нет, подвеска тоже независимая вкруг.
Зато рама сохранилась у текущего поколения Mercedes-Benz G-класса. Хотя легенда лишилась переднего моста, все остальные атрибуты на месте: три блокировки, отличная геометрия и могучие моторы.
Самый распространенный у неофициальных продавцов вариант — бензиновый 4.0, который благодаря турбонаддуву выдает 421 л.с. В версии AMG отдача возрастает до 585 сил. И стоит такое великолепие от 100 до 200 млн тенге. Сунется ли кто-нибудь на этой машине в грязь или лес? Вопрос открытый.
Противоположностью «Гелику» по цене (да и по всему остальному) остается старая добрая «Нива», которая ныне зовется Lada Niva Legend. За 55 лет производства она не сильно изменилась, сохранив архаичную конструкцию, но и прекрасную проходимость. Кузов у «Нивы» несущий, задняя подвеска — зависимая, полный привод — постоянный.
Плюсы «Нивы» - малый вес, скромные габариты, дешевые запчасти. Минусы — слабенький мотор 1.7 (83 л.с.), гул трансмиссии и салон родом из семидесятых, который уже не спасают никакие модернизации. Но цена и вправду самая низкая во внедорожном сегменте: от 7 до 7,8 млн тенге. В любом случае это будет трехдверная машина, потому как длиннобазные версии продавать перестали.
И напоследок еще один живой классик. Разумеется, это УАЗ Hunter, он же 469-й. Вездеход остается олицетворением максимальной брутальности. Здесь даже передняя панель — из металла, а вместо опускающихся стекол — сдвижные форточки, как в поезде.
Но, отбрасывая шутки, сложно не признать проходимость и живучесть УАЗа на бездорожье. В общем-то, «Хантер» вместе с младшим братом «Патриотом» - единственные новые внедорожники с двумя неразрезными мостами. А такую технику любители экстрима и сотрудники различных служб ценят и уважают.
Силовой агрегат для «Хантера» предлагается один — бензиновый 2.7 (135 л.с.). Из опций здесь лишь гидроусилитель руля да санкционная АБС, которой на самых свежесобранных машинах уже нет. Цена единственной продающейся в РК комплектации — 10,7 млн тенге. Как видим, машина для сильных духом — во всех смыслах.
Текст: Николай Иващенко